Сделать дом красивым, уютным и комфортным стремились во все времена и эпохи. В каменном веке появилась пещерная живопись. А спустя тысячелетия стали развиваться не только цивилизации, но и искусство. Многие храмы украшались рисунками, скульптурами, позолотой, барельефами и резьбой по дереву.
Такой декор, как лепнина появилась в Древнем Египте еще в 5000 году до нашей эры. И с тех пор, уже более 7 тысячелетий она украшает не только величественные здания, но и обычные жилые дома.
За это время лепной декор поменял множество стилей и форм, но одно осталось неизменным — его популярность.
Как именно появился такой вид декора? Каким образом он стал незаменимым в оформлении интерьера и экстерьера? На все вопросы найдете ответы в нашей статье.
Создателями лепнины стали строители древней страны. Они поняли, что если обжигать гипс, а после полученный порошок смешивать с водой, то можно создать интересный декор. Для этого они заливали материал в специальную форму и оставляли на солнце до высыхания.
Благодаря легкости, прочности и пластичности гипсовый декор стал основным элементом для украшения. Например, если раньше колонны устанавливали просто для поддержания крыши, то с течением времени они стали предметом декорирования лепниной.
На этом строители и архитекторы не остановились. Они стали применять лепнину на дверных арках, потолках, стенах, чтобы всячески украсить дворцы и храмы.
Настоящий расцвет лепнины начался в эпоху Античности. Именно технологии производства, элементы, направления и формы были придуманы в Древней Греции. Даже само название материала — гипс, было придумано в этой стране. Греки начали развивать стилистику этого декора, поэтому они считаются создателями классических форм лепнины.
Римляне также внесли свой вклад. Они заимствовали лучшее у греков — строгость и лаконичность, но добавили к этому роскошь богатство и могущество. Поэтому лепнина в Риме сопровождалась лавровыми ветвями, растительными мотивами, позолотой, морской тематикой сюжетами из жизни богов.
Помимо этого, римляне:
Благодаря античным государствам лепнина стала популярной и стала развиваться в готике, барокко, модерне и других стилях архитектуры.
После падения Рима в 5 веке, Европа погрузилась в тяжкое время.
Забылись все достижения архитектуры, в приоритете были простые формы зданий и грубые каменные отделки, что соответствовало мрачной обстановке в европейских странах. О какой лепнине тогда могла идти речь?
С приходом готики в начале 12 века пришли изменения. Но коснулось это церковных зданий. Стали возводить грациозные и высокие строения с устремленными ввысь пикообразными куполами. Вся красота подчеркивалась лепным декором с растительными мотивами.
Но с наступлением Ренессанса в 14 веке, лепнина обрела настоящую свободу, где архитекторы возрождали античные мотивы. На смену готическим громоздким декорам пришла воздушная лепнина, которая стала основным элементом украшения просторных дворцов, городских домов и общественных строений.
Стиль барокко возник в 17 веке и незамедлительно затмил своего предшественника. Многие архитекторы подмечали, что ренессанс был всего лишь репетицией перед вычурным барокко. Харатекрные черты стилистики: изогнутые линии, ассиметрия, бесчисленное богатство и плавные формы. Декор из лепнины был везде — на колоннах, каминах, фасадах, потолках, стенах. Элементы были не только белоснежными, их украшали золотом или серебром, чтобы добавить изысканности и вычурности.
В 17 веке барокко плавно перетек в рококо. Этот стиль стал якобы продолжением. В нем не было прямых линий, плоских и симметричных форм. Только объемные и громоздкие элементы, как «взбитые сливки».
В связи с промышленной революцией появилось новое направление в архитектуре — классицизм. Но, как говорится, все новое — это хорошо забытое старое. Поэтому стали опять возвращаться к римско-греческой лепнине. Благородство, лаконичность, строгость и простые формы стали основой новой стилистики и декорирования. Сюжетами для лепнины стали животные, цветы, музыка и инструменты, и все то, что относится к пасторали. За основу брали и античные моменты — виноградные листья, орнаменты, божественные мотивы, военную тематику.
С середины 19 века классицизм был не единственным стилем в лепнине. В архитектуре стал просачиваться ренессанс и барокко. И все это мирно уживалось друг с другом, как бы взаимодополняя.
И только в конце 19 века в строительстве и декоре главное место занял модерн, у которого было предназначение преобразить жизнь людей с помощью искусства и сделать ее комфортной. Никакой четкой геометрии, прямых углов и симметричности, только морские и растительные мотивы.
Благодаря Петру Великому в стране впервые стали использовать лепной декор. При строительстве Санкт-Петербурга главной задачей было переплюнуть любую европейскую столицу, а вся архитектура должна была содержать европейские мотивы. Как известно, тогда в Европе на пике популярности была лепнина в стиле барокко. Именно такая и украсила первые строения в имперской столице.
Декоративная лепнина стала визитной карточкой Питера, это подтверждает Петергоф, Зимний, Гатчинский, Строгановский, Екатерининский, Таврический дворцы. Московская архитектура 18 века более скоромная, так как на тот момент все силы были сконцентрированы на имперской столице, где работали лучшие российские и иностранные зодчие.
На смену барокко стали приходить классицизм, эклектика и модерн, но в независимости от стиля лепной декор всегда присутствовал на архитектурных зданиях Российской империи.
Во время Первой мировой войны было не до строительства новых зданий, а уж тем более не до украшений и лепнины. С начала основания Советского Союза пришла эпоха конструктивизма, поэтому архитектура стала уходить от лишних элементов и лепного декора.
Сталинский ампир появился в момент, когда приняли проект Дворца Советов, который содержал в себе парадность, величие, грандиозность и много лепного декора. Это стало началом возвращения лепнины в советскую архитектуру, с этого момента все здания должны были походить на стилистику дворца и содержать пышное декорирование.
Концом лепного декора стала Вторая мировая война, которая нанесла огромные потери в экономике. В 1955 году вышло постановление, что нужно убрать все излишества при проектировании задний. Это сделано было с целью сократить затраты на строительство.
При Хрущеве лепнину признали пережитком прошлого, но могла использоваться в церковных строениях.
Все изменилось после распада СССР.
Сейчас лепной декор ассоциируется у нас с роскошью, аристократией и благородством. Поэтому многие люди, чтобы предаться ностальгии и ощутить себя, как во дворце, используют лепной декор в собственных домах.
Необязательно использовать лепнину из гипса, ведь благодаря современным технологиям можно купить декор из полиуретана или полистирола. Такой материал отличается простотой монтажа и легкостью, а также огромным выбором разнообразных элементов для колонн, стен, каминов и потолка.
Хотите оформить внутреннее убранство дома в стиле модерна, барокко или классицизма? Это не проблема. Достаточно использовать лепнину, которая может быть не только белой, но и цветной, если расписать акриловыми красками или создать эффект старины и позолоты.
С лепниной ваш дом станет предметом искусства и обретет уникальность и торжественность.